- Борис Соловьев
Набиуллина и Силуанов тянут курс рубля и инфляцию в разные стороны
Минфин России объявил, что с 9 ноября будет закупать на рынке золото и валюту в рамках бюджетного правила на 25,9 млрд руб в день. Это более чем на 70% больше, чем в предыдущем периоде.
Бюджетное правило предусматривает приобретение в Фонд национального благосостояния «лишних» нефтяных доходов при превышении рыночной цены нефтью порогового значения, которое на этот год установлено в размере 43,3 доллара за баррель.
Естественно, увеличение скупки долларов и евро негативно для курса рубля, поскольку на внутреннем валютном рынке увеличивается спрос со стороны такого нерыночного игрока как Минфин РФ.
При этом не только дешевеющий, но даже и стабильный рубль будет способствовать разогреву инфляционных процессов.
Проблема нынешнего роста цен у нас носит не монетарный характер, а связана исключительно с удорожанием всех сырьевых ресурсов в мире. Дорожает нефть, металлы, древесина, пластмасса. И все это с неким временным лагом закладывается в цены конечных товаров.
При этом наш хваленый «отечественный товаропроизводитель» очень сильно зависит от зарубежных комплектующих и полуфабрикатов. Чем они дороже, тем дороже будет и отечественная продукция. Да и наши производители сырья стремятся подтянуть внутренние отпускные цены к мировым.
Именно для обуздания роста цен Банк России поднимает ключевую ставку, то есть стоимость денег в экономике. Чем выше ставка, тем выше проценты по депозитам, поэтому рублевые вложения становятся более привлекательными по сравнению с валютными. Это в теории должно укрепить рубль.
Чем крепче рубль, тем дешевле будет западная продукция в рублях и цены должны снизиться.
Но этого не происходит: не падает ни инфляция, ни курс доллара к рублю.
Складывается парадоксальная ситуация: ЦБ пытается сдержать рост инфляции и придать силы рублю, а Минфин ему в этом противоборствует.
Казалось бы, при таком раскладе все должно остаться без изменений: если телегу тянуть в противоположенные стороны с равной силой, она не изменит своего местоположения. Но это в физике. В экономике все не так – наша «телега» уверенно погружается в болото.
Повышение ключевой ставки приводит к удорожанию кредитов. Ни одно крупное предприятие не может работать без заемных средств, поэтому стоимость обслуживания долга у бизнеса растет. Многие инвестиционные проекты, которые были рентабельны при ставке в 10%, становятся убыточными при кредитах в 15-17% годовых.
Снижается уровень потребления со стороны населения, поскольку потребительские кредиты подорожали. Возрастает и долговая нагрузка граждан.
При этом валюта, которую изымает Минфин в Фонд национального благосостояния, не работает на благо отечественной экономики. На нее покупаются госбумаги других стран – в основном Евросоюза и Китая. Мы своими деньгами кредитуем другие государства, причем под мизерную процентную ставку, которая ниже инфляции. Были случаи покупки бумаг под отрицательную процентную ставку. То есть средства в ФНБ, будь они в евро или юанях, просто обесцениваются.
Минфин же продолжает занимать деньги посредством размещения ОФЗ для финансирования расходов бюджета. Кстати, с повышением ставки увеличивается как стоимость таких заимствований, так и расходы на обслуживание госдолга.
Нам обещают, что часть средств ФНБ, когда он достигнет каких-то астрономических объемов, будет направлена на инфраструктурные проекты. Но к тому времени эти деньги обесценятся из-за мировой инфляции. Наверняка, и заказы на эти проекты получат «нужные» компании...
Вот и получается, что каждое ведомство оправдывает свои действия, на их взгляд, полезными, но на самом деле во многом надуманными целями. В совокупности это все убивает страну.
Что это: несогласованность действий, экономическая безграмотность или просто вредительство?